You are viewing [info]vita_soyka's journal

Previous Entry | Next Entry


Всем привет! Как уже давно обещала, наконец собралась написать пост о мастерах работающих в моей любимой теме:)
О куклах сибаритках я уже писала довольно много и мне не хочется повторяться, по этому исключительно о мастерах - репликерах. Сразу оговорюсь,что не отношу себя к данному жанру - это не мое. Привязыватся к какому либо устоявшемуся стандарту у меня попросту не получается.

Итак! Что же такое "РЕПЛИКА" и как отличить это понятие от понятия "АВТОРСКАЯ КУКЛА"?
Реплика - это стилистическая копия. Современная кукла имитирующая антикварный оригинал. Как-бы интерьерная подделка разного уровня качественности. Тема сложная, интересная и в определенном смысле прибыльная, что привлекает многих попробовать свои силы. Кажущаяся простота образа примитивной куклы на самом деле очень обманчива. И немногим удается постичь всю глубину "простоты" вековых образов той эпохи. Реплика обязывает мастера работать в строго ограниченных рамках обозначеных стилем исполнения оригинальных образчиков. Хотя рука мастера все равно оставляет трудноуловимый афтограф - это неизбежно при ручной работе. Это как отпечатки пальцев;)...Но в реплике важно чтобы доминировало ИСТОРИЧЕСКОЕ СХОДСТВО и точность в стилистически узнаваемых деталях. Патина и повреждения как правило неумолимое условие данного жанра.

Авторская кукла же предполагает свободную трактовку образа художником. К примеру за основу берется какой-либо архаический, устоявшийся стилистически принцип, и развивается, в зависимости от фантазии мастерства и таланта автора. Для авторской куклы не существует узких условностей, как например - "так не делали!" или "такого не могло быть тогда!"
От таланта человека зависит насколько его свобода сумеет использовать хороший вкус и наоборот:)
Ну вот это было лирическое отступление, теперь к примерам!


Первым мастером которого я нарыла в дебрях И-нета оказалась госпожа Кэти Паттерсон!
Меня еще не искушонную в деталях, сначала сбили с толку ее реплики. Скажем так - я ничего не ведала о таком жанре как "реплика куклы", то-есть ее стилистическая копия, и сильно удивилась обилию "оригиналов" кукол такого срока давности!:) Заподозрив неладное стала шерстить сеть в поисках какой-нибудь иформации проливающей свет на этих загадочных "антикварок". Искала недолго - шило в мешке не утаишь, и талант не упрячешь. Нашла ее блог!!! Она замечательный мастер! Как для меня - лучший из всех мне известных, работающих в теме. Госпожа Паттерсон живет в Канаде, она пожилого возраста и репликами кукол занимается с августа 2008 года. До этого 15 лет Кэти была признанным репликером старинных контейнеров для конфет! (О! И такое есть:))
За четыре года Кэти снискала себе в кругах знатоков старинных кукол славу превосходного мастера. Сам Сэми Один сделал ей заказ - куклу сибаритку, для своего музея. Неоднократно ее творения посещали странички специализированной периодики.
Не так давно Кэти взялась, и очень талантливо смею заметить, за воспроизведение кукол Изанны Уолкер. (Эти тряпичные куклы очень редки в оригинале и безумно дороги).
Кэти принимает заказы на своих кукол у себя в блоге. Разлетаются красавицы очень быстро. Я могу похвастаться знакомством с одной очень приятной Госпожи из России, которая является счастливой обладательницей одной (или уже двух;)) кукол от Кэти Паттерсон. Я даже держала в руках одну из них... Было очень интересно с "профессиональной" точки зрения увидеть тему в исполнении и восприятии другого мастера. Куклы Кэти воспроизводят оригинальную технологию лишь отчасти, искусно имитируя "старину" современными материаллами используемыми в покрытии.Это существенно экономит время при таком количестве заказов.
Для меня осталось осадком только одно "НО" - больно смотреть на искусственные "временные повреждения", на прекрасных личиках кукол... Не уверена, что это изначальная концепция самого автора, скорее это сделано в угоду восприятию покупателей и коллекционеров... Моя рука не поднимается портить ею же сотворенное:(... время сделает это лучше.
Вот несколько фотографий работ Кэти и вот собственно ее блог-мастерская, где вы сами , без экскурсовода сможете вдоволь послоняться;) http://www.babesfromthewoods.com/






































Вторыми по списку идут два друга Пол и Дэвид и их блог http://theoldpretenders.blogspot.com/ а в переводе "Старые Самозванки"- вот так, с юмором отнеслись ребята к своей подчеркну ОЧЕНЬ КАЧЕСТВЕННОЙ работе!
К сожалению информации о них очень мало. Они скрываются и таятся, прячась за своими произведениями:)
Если не ошибаюсь, проживают господа в Америке, и являются ОТМЕННЫМИ знатоками английских ранних кукол типа "Королева Анна". Дэвид и Пол как то помогли мне разобратся в идентификации одной из кукол в моей коллекции, хотя кое в чем они ошиблись, но трудно быть 100% корректным видя экземпляр лишь на фото:) Я благодарна им за уделенное мне внимание и интересную информацию.
Ребята, судя из текста в ихнем блоге, достаточно ревниво относятся к коллегам, которых видимо воспринимают не иначе как коммерческую угрозу:) Они позиционируют себя как первооткрывателей темы для реплик (хотя это не так, их делали превосходно с начала возникновения интереса к данному типу антикварных кукол, уже во второй половине 20 века...) Возможно у них были причины ощетинится против других авторов работающих в этой теме?...это неинтересная для меня тайна.
Если уместно мое мнение о их работах в сравнении с работами Кэти, я буду краткой - работы Кэти более индивидуальны и талантливы, работы Дэвида и Пола - более правильны скрупулезны и качественны именно как имитации... Права ли я - судить Вам:)











































































Едем дальше! Под номером три я хочу представить мастера Робин Томпсон и ее блог http://www.robinsminifurniture.com/ Она живет и работает в Чикаго (США). Вначале она работала реставратором антикварной мебели, занималась эмалированием миниатюры, и увлекалась изготовлением копий мебели в масштабной миниатюре на заказ. Хобби постепенно (как это иногда происходит:)) оказалось главным занятием! Появился свой блог, почитатели мастерства Робин и постоянные заказы. Так как заказы случались и для оборудования кукольного интеръера, Робин познакомилась с деревянными барышнями. А они, надо сказать, умеют влюбить в себя с первого взгляда! Так в ассортименте ее произведений появились и реплики ранних английских кукол.
Они очень милы, и имеют в себе какую-то наивную непосредственность детского рисунка. Я бы сказала - это "акварельные" барышни. Они не так сухо и детально соответствуют своему прообразу как куклы Пола и Дэвида, и не имеют той профессиональной уверенности образа созданного Кэти Паттерсон, но им присуще очарование и эскизная легкость, что и выделяет Робин среди коллег. (ИМХО)... ВОТ КТО УВЕЛ У МЕНЯ ВТОРОЙ КУСОК БЕСЦЕННОЙ ЛИОНСКОЙ ПАРЧИ 18 ВЕКА!!!:)






Теперь я знаю ;)! Кукла Робин одета в платье из ткани точно такой же как и моя Мари!:) -







Второй кусок я не осилила - сильно дорого было два покупать... мне хватило и одного, а хорошему человеку не жалко - на дело пошло!






















































Остальные перечисленные несколько авторов, не в обиду им будет сказано, но не рассматриваются мной как серьезные мастера в данной теме, поскольку результат их работы в сравнении с вышеупомянутой троицей сильно не впечатляет... увы... Мило и не более. Но несмотря на это наш следующий автор считает свое имя уже брэндом, кукол производит тиражами до 20-30 экземпляров, кукол, скажем так - сувенирного качества, но стоящих от 600 долларов до 5-6 тысяч! Главное в жизни - уверенность в своей уникальности и гениальности! Знакомьтесь - работы Петера Вольфа (Германия) http://www.dollmasters.com/Items.aspx?page=2&&SortBy=DESC_A&&code=PeWo&key=cat&cpage=1

Вот еще один автор примитивных реплик http://www.cameoqueen.com/ Хозяйку зовут Анной, и судя по работам, фото и тексту - она очень милая приятная женщина, и куклы ее "теплые" и "уютные" но как для художественной авторской куклы они все-таки слишком примитивны, а для полноценной реплики во многом несоответствуют требоваиям жанра :( Ее куклы очень позитивные и по-доброму смешные. Честно говоря у нее есть очень недурные куклы-кошки - это уже АВТОРСКАЯ НАХОДКА и замечательная по-моему! Для меня они достойно рассматриваются в категории декоративной интерьерной куклы (есть такая живопись и скульптура - для создания определенной атмосферы в жилище.

Очень трогательных малюток делает хозяйка этого блога http://www.atticbabys.com/2010/07/young-queen-anne-doll.html - это тоже скорее декоративные интерьерные куколки исполненные в определенном стиле. Авторства, как и качества в них мало. Узнаваемый образ поверхностно достигается за счет нехитрой конструкции и искуственного декоративного состаривания. Такие себе вполне "декупажные" прелестные и милые феечки:)

Вот еще уже казалось бы более авторские "Анны", но опять таки примитивность исполнения убивает тему! Мастер сделал попытку"свободной" интерпритации образа только в несмелых изменениях платья, а саму куклу упростил почти до тиражного символа... и так бывает:( - http://juliebaileyprimitives.blogspot.com/


Конечно это не все авторы реплик "Королева Анна" их гораздо больше,вероятно. Я привела в пример, только тех, которые чем-то привлекли мое внимание. Также я уверена, что много из читателей этой статьи не согласятся со мной в оценке работ предложенных на ознакомление. Тем не менее я анализировала их труд исходя из своего вкуса и знаний, из своего отношения к Искусству в целом.
Могу еще от себя добавить, что все мои критические замечания отнюдь не значат, что я с презрением отношусь к авторам не самых прекрасных работ - вовсе нет! Я искренне считаю, что если человек С ЛЮБОВЬЮ делает свою работу и старается изо всех сил - она всегда по-своему прекрасна (я не имею ввиду топорные, сувенирные, коммерческие произведения). Все о чем я хотела рассказать это о разнице между Творчеством, Мастерством и Искусством. Все таки существует иерархическая лестница:)! Ибо есть цель - Совершенство, и поскольку оно беспредельно и недостижимо - Оно двигает колесом Жизни. Не нужно стремится копировать прелесть популярного примитива - он прелестен только когда искренен. В зрелом возрасте детские глупости выглядят нелепо, тогда как ними мы так умиляемся в малышах. Гораздо интереснее и результативнее попробовать усложнить основу, подумать, что добавить, что убрать. Что подчеркнуть, а что смягчить... воображение и работа с материаллом - что может быть интересней?!
Не хочется быть предвзятой - места под солнцем хватит для всех, но раскрывая тему мастеров реплик, хочется показать разный уровень работ, независимо от звездности имени... судить опять таки Вам, яже остаюсь при своем мнении...

Так же хотелось избегнуть пафоса, но я думаю, что читатель не глуп и понял, что я имела ввиду:)... Искренне надеюсь, что статья будет полезной для людей не равнодушных к искусству куклы. Спасибо Вам, что заглянули и прочли. Вита Сойка.
  • 53 comments
  • Leave a comment
  • Add to Memories

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
[info]schrotmueller wrote:
Feb. 10th, 2012 11:48 pm (UTC)
Очень интересно!
Куклы Паттерсон и Томпсон мне несколько больше понравились, чем Пола и Дэвида. А вот эта немного напугала: http://pics.livejournal.com/vita_soyka/pic/000t2f75/s640x480
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 11th, 2012 11:35 am (UTC)
Аня, разделяю Ваше мнение:) А та кукла что Вас напугала копия с вот этого оригинала http://pics.livejournal.com/vita_soyka/pic/000gyr0f
Работы Дэвида и Пола больше приделяют внимания имитированию "антикварности", чем проникнть в саму куклу 18 века... Мне кажется они ее совсем не поняли. Она от них спряталась за трещинами и царапинами:).... Даже эта копия пугает, а оригинал нет... Работы Кэти и Робин - светятся изнутри.
[info]vikaflora wrote:
Feb. 11th, 2012 12:04 am (UTC)
Спасибо большое! С удовольствием и восторгом посмотрела кукол! записалась в блоге читателем :-)
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 11th, 2012 11:36 am (UTC)
Спасибо, Вика! Приятно что старалась не напрасно и это кому-то нужно:)
[info]gmarta wrote:
Feb. 11th, 2012 04:19 am (UTC)
Спасибо! Чудесный пост!
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 11th, 2012 11:37 am (UTC)
И Вам, спаибо:)
[info]avdolls wrote:
Feb. 11th, 2012 04:42 am (UTC)
Вита, спасибо за обзор! Сама я, например, ниасилила бы так погрузиться, чтобы их знать "в фас и профиль", а твой взгляд, как профи, близкого к теме, ОЧЕНЬ полезен.

Вит, нужен твой совет. Скажи пожалуйста - кого из них ты бы могла рекомендовать мне? Мне нужна реплика для реплики. :) В смысле куколка для куклы.

Вот, например у меня есть маленькие бисквитные антикварочки. Они не какие-нибудь дорогие микро-Кестнерши, важные для коллекции, с тонкой прорисовкой и большой ценой, а простенькие и недорогие (тем более голышей брала)куклята из раскопок Тюрингии, просто сидят у меня именно в качестве кукол для кукол. Я их рассовываю в ручки антикварочкам.

Я люблю соответствие и подбираю подобное к подобному. Т.е. мне кажется нелогичным вкладывать в ручки Марсельке в десяток раз более дорогую Кестнершу или, скажем, подобрать кукле с рисованными глазами "аксессуар" со стеклянными спящими. Или в руки ранней Хандверки конца 19 века дать целлулоидного пупса 1940-х. Или в руки реплики положить антикварную ляльку. .. Ну ты меня в общем наверное поняла. :)

И вот сейчас у меня образовалась подборка реплик. А у меня для них только одна на всех микро-лялька от Оли Сукач есть.:) Она такая условно-старинная, но неплохо смотрится в руках Саюриной Сандринки (недавно показывала в блоге), они в принципе неплохо "подружилсь".

Я хочу репликам купить вот такую забаву, какбэ "доставшуюся из тьмутараканских времен по наследству". Т.е. пусть это будет на несколько уровней проще и условнее (как реплики), чем сами Саюрины француженки-принцессишны. Хотелось бы конечно недорогое и, что важно, мелкое.
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 11th, 2012 11:43 am (UTC)
Алена, спасибо что прочла:) Относительно совета - неплохие маленькие примитивные лялчки у Кэти есть. Думаю они подешевле, чем "полноформатные" реплики. И вот эти манюни для такой роли, как на меня - замечательные претендентки:) http://www.atticbabys.com/2010/07/young-queen-anne-doll.html....сколько они стоят - не знаю, спишись с автором. Думаю точно не дороже кукол Кэти.
[info]lenashumilina wrote:
Feb. 11th, 2012 06:59 am (UTC)
Вита,спасибо за прекрасную статью!
Так приятно было,что наши закладки совпадают))
Кэти,конечно,очень хороша.
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 11th, 2012 11:44 am (UTC)
:), и Вам спасибо.
[info]lina_well wrote:
Feb. 11th, 2012 08:18 am (UTC)
Огромное спасибо за пост!
Это просто готовая статья для кукольной энциклопедии!
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 11th, 2012 11:46 am (UTC)
Я вот тоже замечталась, как-нибудь, насобирать материалла на книжечку:)... посмотрим. Ваше внимание подбадривает, спасибо!
[info]noel77 wrote:
Feb. 11th, 2012 08:59 am (UTC)
Очень интересная статья и совершенно замечательные куклы! Перепощу себе- с благодарностью к вам.
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 11th, 2012 11:47 am (UTC)
Буду рада распостранению информации, спасибо!
[info]ledy_bru wrote:
Feb. 11th, 2012 12:15 pm (UTC)
Вита,спасибо за такую великолепную подборку и текст!Стащила кусочек в свой сооб со ссылкой на оригинальный текст и ваш ЖЖ
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 11th, 2012 12:52 pm (UTC)
Юля, спасибо - рада стараться для дела:)
(no subject) - [info]ledy_bru - Feb. 11th, 2012 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Feb. 11th, 2012 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]ledy_bru - Feb. 11th, 2012 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Feb. 11th, 2012 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]ledy_bru - Feb. 11th, 2012 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Feb. 11th, 2012 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]ledy_bru - Feb. 11th, 2012 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]ledy_bru - Feb. 11th, 2012 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Feb. 11th, 2012 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]ledy_bru - Feb. 11th, 2012 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Feb. 11th, 2012 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]ledy_bru - Feb. 11th, 2012 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Feb. 11th, 2012 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]ledy_bru - Feb. 11th, 2012 02:39 pm (UTC) - Expand
[info]brodie_jean wrote:
Feb. 11th, 2012 12:37 pm (UTC)
Вита, наконец-то ты проявилась и с таким интересным материалом! Надеюсь, твое молчание связано с творческим процессом, результат которого мы потом увидим.
Добавлю свои три копейки в историю: Старые самозванцы - Дэвид Чапман и Пол Робинсон, они раньше делали авторских кукол, фэнтези. Познакомились они в 1993г. и четыре года общались только по телефону. В 1997 Дэвид приехал к Полу в гости на крошечный зеленый островок Габриола недалеко от Ванкувера в Канаде и так там и остался. На острове живут художники. Кукол делает Дэвид, Пол его по-видимому, вдохновляет. Я наблюдаю за ними с того момента, как ты Вита дала на них наводку. Два года назад куклы Кэти Паттерсон мне тоже показались привлекательнее, чем их. Но сейчас я свое мнение изменила. Их куклы тоже меняются, становятся интереснее и я считаю, что они не менее индивидуальны, чем куклы Кэти. В общем, я их тоже люблю, и скажу по секрету всему свету, что в России скоро появится их первая кукла.
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 11th, 2012 12:51 pm (UTC)
Лена! Как я рада Вас "слышать"! Судя по прогнозу у Вас все хорошо! Я очень рада! пасибо за дополненую информацию о Дэвиде и Поле! Очень интересно. Относительно их кукол в общей массе - мнения не изменила, хотя нужно взять в руки для полного представления. По фото - они выглядят суперкачественными! Просто оно немного не мое. Это личное:) Но спешу Вас поздравить, так как я догадалась куда именно приедет одна леди из семейства "Старых Самозванцев";)...
Я работаю сейчас над небольшой куклой . Когда закончу - обязательно выложу...
(no subject) - [info]brodie_jean - Feb. 11th, 2012 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Feb. 11th, 2012 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]brodie_jean - Feb. 11th, 2012 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Feb. 11th, 2012 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]brodie_jean - Feb. 11th, 2012 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Feb. 11th, 2012 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]brodie_jean - Feb. 11th, 2012 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Feb. 11th, 2012 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]brodie_jean - Feb. 11th, 2012 04:27 pm (UTC) - Expand
[info]l_oplakanskaya wrote:
Feb. 12th, 2012 09:30 am (UTC)
Большое спасибо за такую большую и замечательную подборку материала!!!
с интересом прочитала!)))
[info]lisa_vo7 wrote:
Feb. 13th, 2012 07:14 am (UTC)
Привет, Вита. Интересная подборка, понравилось выражение про "лестницу" Творчество-Мастерство-Искусство. Думаю, позиционируя работы и старых мастеров и современных, имеет смысл учитывать что во все времена были предметы для быта и предметы искусства. Куклы тоже не избежали этого деления. В остальном полностью со всем согласна.
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 14th, 2012 09:52 pm (UTC)
Спасибо, Елена! Метаюсь между компом, кухней и куклой! У меня как у истинной немецкой фрау три важных "К" - правда с иным смыслом;)
[info]joveli wrote:
Feb. 23rd, 2012 05:46 pm (UTC)
Какая интересная статья! С удовольствием прочла. Желаю удачи в Творчестве!
Отчего-то захотелось увидеть темнокожую куклу в Вашем исполнении. Но это личные мулечки, нравятся мне темнокожие кукляхи.
[info]vita_soyka wrote:
Mar. 18th, 2012 11:45 pm (UTC)
Спасибо:) Будет как-то и такая дама, самой интересно).
[info]fnadezda wrote:
Feb. 29th, 2012 08:16 am (UTC)
познакомимся?
Здравствуйте, Вита.Я постоянный и благодарный читатель вашей странички. Зовут меня Надежда,я люблю и немного коллекционирую антикварных кукол, а мой муж недавно стал кукольником, и "виновны" в этом немножко Вы.Если Вам не трудно, посмотрите на его кукол.Мы были бы благодарны Вам за Ваши советы и Ваш отзыв.
А в Ваших кукол я просто влюблена.
http://fnadezda.livejournal.com/513.html
[info]vita_soyka wrote:
Feb. 29th, 2012 10:42 am (UTC)
Re: познакомимся?
Спасибо,Надя:). С интересом посмотрела - молодец Ваш муж! Советов в творчестве давать не люблю и не буду. Сама упертая и не люблю чьих-то рекомендаций. Стараюсь в работе анализировать свои ощущения самостоятельно. Это мой единственный совет)Тогда вырабатывается свое "лицо" ни на кого не похожее. Главное любить процесс работы и глубоко изучать тему за которую берешся - остальное способности и талант.
[info]vikaflora wrote:
Mar. 18th, 2012 11:23 pm (UTC)
Вита, доброго времени суток, я опять в гости постучалась, месяца три мучил меня ой как сильно вопрос, где ткань добывать подобно той, что на этих лялечках,или тех тканей, что ты используешь для своих Красавиц. медленно, но дошло, что это на тех самых аукционах приобретается.... а я думала, что что-то похожее можно и у нас выискать, но увы.. даже в стиле ничего подобного нет. Сделала новую куколку и застряла (такое ощущение что на века) именно с одеванием. рука не поднимается, что попало ей предложить, а что не попало - его нет... дилемма. кружева достать не оказалось проблемой, но как наохотить тряпочек. Вобщем очень хотелось "поплакаться", потом еще раз полюбоваться твоими куклами, этой подборкой и уйти дальше голову ломать.Сложно там, на Ибее охотиться все же..
[info]vita_soyka wrote:
Mar. 18th, 2012 11:32 pm (UTC)
:)... сложно. Согласна. Но только там я и "охочусь" за раритетными тканями. Ну и еще флимаркеты Нью Йорка иногда пригождаются. Мой совет - комбинируйте ткани антикварные с винтажными - но только с НАТУРАЛЬНЫМИ И ДОРОГИМИ, КАЧЕСТВЕННЫМИ. Так как ткань под двести лет нуждается в дубляже покрепче - иначе хана ей будет через пару лет. И что тогда?... Короче все практика и вкус;) Дерзайте!))
(no subject) - [info]vikaflora - Mar. 18th, 2012 11:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vita_soyka - Mar. 18th, 2012 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]vikaflora - Mar. 18th, 2012 11:51 pm (UTC) - Expand
( 53 comments — Leave a comment )